Большинство людей плохо слушают. Большинство участников получасовой дискуссии, которую мы наблюдали, не смогли перечислить представленные идеи возможных решений, основные вопросы, затронутые в беседе, или принятые решения. Когда мы просим учащихся перефразировать идеи, высказанные предыдущими ораторами, они терпят неудачу более чем в половине случаев (мы предполагаем, что такое слушание у студентов получается ненамного хуже, чем у других людей).

Между тем, для эффективной работы малой группы (команды, семьи) ее члены должны понимать друг друга, а слушание является центральным компонентом процесса понимания. Умение слушать — важный навык как для членов малых групп, так и для руководителей. Членов, которых считают плохими слушателями, редко выбирают лидерами группы, а лидеров обычно считают хорошими слушателями. Так что, как хороший слушатель, вы будете не только полезны в группе, но и влиятельны.

Многие люди используют слова «слушание» и «слушание» как синонимы — в нашем обычном понимании можно так сказать. Однако более научный подход должен различать слух (то есть пассивную деятельность по восприятию звуков) и слушание (то есть активный процесс извлечения содержания из услышанных звуков). Эксперты сходятся во мнении, что слушание состоит из четырех этапов: восприятие сообщения (его прослушивание), его интерпретация, определение того, что оно означает, и, наконец, реагирование.

Обычно первая стадия слушания или слышания того, что говорится, не представляет большой проблемы. Члены группы привыкли просить говорящего повторить то, что они не могли расслышать. Однако этапы интерпретации и реагирования могут иметь подводные камни, связанные с символическим характером коммуникации. Разные люди имеют в виду разные вещи, когда используют одни и те же слова или совершают одни и те же действия. Основными факторами, влияющими на значение слов и действий, являются культура, пол, возраст, сексуальная ориентация, стиль обучения и личность. Кроме того, реляционное измерение сообщений дает членам группы всевозможную информацию о том, как они видят себя по отношению к другим. Это требует от них «читать между строк», чтобы найти эту информацию,

Можно стать более компетентным слушателем, предприняв определенные шаги. Существует четыре типа предпочтений слушателей и несколько вредных привычек. Мы также порекомендуем, как вы можете улучшить свое слушание.
Предпочтительные способы прослушивания

Со временем все мы развиваем свои предпочтения в плане прослушивания, так как мы ведем бесчисленные разговоры. Когда вам нравится слушать? Когда тебе трудно? Кого вы любите слушать? На что вы обращаете внимание во время прослушивания? Почему ты выбираешь слушать? Наши предпочтения могут сильно повлиять на качество общения в небольшой группе.

Как правило, есть четыре предпочтительных способа слушания: ориентированный на людей, ориентированный на действие, содержательный и своевременный. Ни одно из этих предпочтений не является хорошим или плохим, и у каждого есть свои преимущества и недостатки. Быть эффективным членом группы предполагает выявление собственных предпочтений и предпочтений других членов. Это также означает изменение предпочтений в соответствии с потребностями группы.

Слушатели, ориентированные на людей (Слушатели, ориентированные на людей, сосредотачиваются на том, как их слушание влияет на отношения. Это те самые участники, к которым обращаются другие, когда хотят, чтобы их выслушали. Они внимательны и, кажется, не осуждают. Их поведение при слушании может включать в себя использование местоимения «мы» чаще, чем «я», и включение эмоционального сообщения в обсуждение. Например, они могут рассказать историю из жизни, чтобы успокоить расстроенных участников. Проявление интереса к другим является их приоритетом, но ориентированные на людей слушатели могут уделять слишком много внимания настроению других и отвлекать их от группового задания.
Плюсы: они ориентированы на отношения. Они проявляют заботу о других. Они не судят.

Минусы: их может отвлекать настроение других людей.
Пример: «Расскажите еще что-нибудь о том, как бы вы себя чувствовали, если бы мы применяли это на практике».

Слушатель , ориентированный на действие , сосредотачивается на работе, которую необходимо выполнить. Эти учащиеся помогают группе сосредоточиться на задаче, обращая внимание на детали и давая обратную связь о цели и о том, как группа может ее достичь. Им нравится слушать, если материал преподносится упорядоченно. Временами такие слушатели могут казаться чрезмерно критичными, они могут отключаться, когда дискуссия становится пустой, и слишком часто останавливаться, когда дискуссия отклоняется от мейнстрима.
Плюсы: Они сосредоточены на задаче. Они помогают группе упорно выполнять задание. Они помогают группе оставаться организованной.
Недостатки: Могут пожертвовать межличностными отношениями ради выполнения задачи.
Пример: «Я знаю, что вы волнуетесь, но у нас много работы, поэтому лучше перейти к делу».

Контент- ориентированного слушателя привлекают высокоавторитетные источники. Ему нравится анализировать то, что он слышит. Такие слушатели разбивают информацию на части и способны показать группе множество аспектов одной проблемы. Однако иногда их можно рассматривать как чрезмерно критические или авторитетные. Кроме того, предпочитаемый ими стиль слушания замедляет групповое решение проблем, поскольку им нравится проводить много времени за анализом информации. Они также сводят к минимуму важность нетехнической информации, такой как анекдоты, и обесценивают информацию из неизвестных источников.
Плюсы: они помогают группе анализировать информацию. Они смотрят на вещи с разных точек зрения.
Недостатки: Слишком критично. Они опускают анекдотичную или неэкспертную информацию.
Пример: «Мы еще не готовы принять решение, потому что еще не выслушали все стороны дела».

Слушатель , ориентированный на время, — это член группы, который назначает встречи, напоминает участникам об ограниченности времени и не рекомендует откладывать обсуждения. Такие участники ценят свое время. Они прерывают дискуссию, когда приходит время закрывать собрание, и становятся нетерпеливыми, когда группа занимается более творческой и спонтанной деятельностью.
Плюсы: они помогают группе придерживаться плана. Хаотичные обсуждения прерываются.
Недостатки: их нетерпение во время спонтанных дискуссий может препятствовать творчеству.
Пример: «Давайте составим план, чтобы мы знали, что успеем к сроку».

Как видите, у каждого из предпочтений есть свои положительные и отрицательные стороны. Постарайтесь использовать их продуктивно и ограничить негативные стороны каждой из них. Делайте это, зная свои собственные предпочтения, а также предпочтения других, и поощряйте других продуктивно использовать предпочтительные для них стили слушания.
Плохие привычки слушать

Ирония пребывания в небольшой группе заключается в том, что вы тратите много времени на слушание. Однако, поскольку вы находитесь в группе, акцент на слушании делается не так сильно, как когда вы находитесь с одним человеком. Таким образом, чем больше людей могут нести ответственность за успех группы, тем легче будет сойти с рук плохому слушанию. У всех нас вырабатываются плохие привычки слушать, хотя эффективная групповая дискуссия должна быть посвящена выявлению барьеров на пути к хорошему слушанию. Вы можете сделать это, узнав свои предпочтительные привычки слушания в группе и разобравшись в некоторых распространенных плохих привычках слушания.

Псевдослушание ( псевдослушание) происходит, когда слушатель делает вид, что активно слушает, проявляя к говорящему много признаков интереса, а на самом деле думает о чем-то другом. Слушатель как бы кивает, улыбается, кивает и часто поддерживает зрительный контакт с говорящим. Однако он может думать о голубом миндале, обдумывать аргумент, а не пытаться понять точку зрения другого человека или сосредоточиться на личных проблемах. Лучше сказать, что вам все равно, что говорят другие, чем притворяться, что вам это интересно.

Ссора в тишине ( тихий спор) означает, что слушатель быстро формирует мнение об идее говорящего и противоречит идее, не выслушав ее полностью, а затем начинает мысленно искать аргументы против идеи. Мы склонны прислушиваться к тому, что поддерживает наши прежние убеждения, и игнорировать или отвергать то, что противоречит нашим убеждениям. Вы не можете хорошо слушать, когда молча обдумываете свои аргументы.

Предполагая значение) происходит, когда получатель интерпретирует то, что сделал или сказал отправитель, через фильтр своей культуры и в результате формирует некоторое мнение об отправителе. Например, коренные американцы могут отвечать на вопросы американца европейского происхождения, не встречаясь с ним взглядом. Это может быть воспринято как сокрытие чего-либо или ложь. Тем не менее, взгляд вниз является признаком уважения во многих культурах коренных народов Америки. Вывод, сделанный американцем европейского происхождения, неверен, поскольку он основан на знании того, что они обычно делают, отвечая на вопрос о среднем классе американцев европейского происхождения. Другими словами, поведение коренных американцев интерпретируется с использованием ошибочных правил, что может привести к серьезным недоразумениям.

Ментальная атака (Нападение на разум , сильная форма предположений о значении, - это настаивание на том, чтобы говорящий имел в виду то, что имел бы в виду слушатель, составляя предложение, и настойчивость в этом, несмотря на протест говорящего. Например: «Я знаю, что вы на самом деле имеете в виду. Вы не думаете, что профессору не понравится наша тема. Вы просто хотите заняться чем-то другим!» следует из предположения, что слушающий думает, что он лучше говорящего знает, что последний имел в виду. Такое поведение является попыткой доминировать над отправителем или противоречить его речи. Вместо этого хорошие слушатели пытаются понять другого человека так, как они хотят, чтобы его поняли, и только потом оценивают его идеи и мотивы.

) — это когда слушатель обращает внимание на что-то помимо того, что говорит другой человек. Некоторые люди уделяют так много внимания одежде, выбору слов, грамматике, деталям лица или тела, акценту, диалекту или окружению, что у них остается мало энергии, чтобы вкладывать их в слушание. Например, один из наших студентов однажды ошибся в слове во время групповой презентации. Учительница странно улыбнулась и закатила глаза. Она не слушала следующих слов ученика, хотя информация, которую он передал, была ценной. Она сосредоточилась на орфографических ошибках ученика. Если вы знакомы с этой привычкой, постоянно напоминайте себе сосредоточиться на понимании говорящего и не отвлекаться.

Отступление от темы ( уход в сторону) имеет несколько форм, каждая из которых приводит к изменению основного сюжета. Слушатель составляет предложение, не относящееся к сказанному ранее, меняя ход разговора введением новой темы. В дискуссии студентов, проанализированной Дэвидом Бергом, тема менялась в среднем каждую минуту. Следующий пример иллюстрирует отклонение от темы и изменение темы из-за неправильного ответа на предыдущие комментарии:
Пит: «Мы можем лучше использовать наше время, если разделим работу. Может быть, каждый из нас выберет область, которую хочет исследовать».
Джин: Кто-нибудь из вас видел Перл-Харбор на прошлых выходных? [побочная тема]

Защитный ответ) может возникнуть, когда слушающий замечает угрозу в речи другого человека — когда кто-то «наступает на его отпечаток пальца». Например, вы можете осознавать тот факт, что другие пытаются контролировать или доминировать над тем, что вы говорите (что видно по тому, как вы выражаете свое сообщение). Например, если Тони говорит: «Возьми мне колу, если будешь у торгового автомата», вы говорите: «Возьми себе!» Люди, которые слушают и отвечают оборонительно, обычно перестают пытаться понять точку зрения другого человека и поэтому могут упустить важные термины или утверждения, поясняющие, что имел в виду говорящий. Особенно важно не реагировать оборонительно, когда используются слова с сильным эмоциональным подтекстом, такие как аборт, право на жизнь, социальное обеспечение и либеральный. Когда вы чувствуете что вы становитесь напряженным и эмоционально возбужденным, сядьте, прислонившись спиной к чему-либо, сделайте глубокий вдох и попытайтесь перефразировать то, что имел в виду другой человек, прежде чем выражать поддержку или несогласие. Это помешает вам слушать и защищаться.

Для каждой из вредных привычек, описанных выше, слушатель сосредотачивается на чем-то другом, кроме вопросов, высказанных собеседником, — на физических характеристиках, манере говорить, личных убеждениях, другой теме, самоопределении или символе, личных отношениях с собеседником, принятых ценностях. им или ею сообщение. Постоянная проблема для многих людей, включая тех, кто хорошо слушает в других контекстах, заключается в том, на чем и как сосредоточить внимание.

Описанные выше проблемы со слухом не исчерпывают тему. Тем не менее, они дают хорошую основу для того, чтобы начать наблюдать за своим поведением, слушая и оценивая, совершаю ли я какую-либо из этих ошибок в определенной ситуации или с человеком. Если это произойдет, вы можете работать над этим. Возможны два варианта: либо самообучение конкретным ответам, либо честное признание человека в сочетании с просьбой о помощи в преодолении ограничивающих привычек слушания.

Теги: что оно означает     его интерпретация